Дети подрастали, и Оксана Григораш все чаще задумывалась, где взять средства, чтобы дать им высшее образование. Сколько знакомых, в частности из ее родного Завалье, которое находится в Каменец-Подольском районе Хмельницкой области, отправились за границу на заработки, а сколько опустили руки и потеряли веру... Вот если бы заработать дома! Григораши еще молоды, славятся своей силой. Новость о создании сельского производственного кооператива «Молоко-Каменец» принес муж Валентин, водитель молоковоза. Объединение предоставляет беспроцентные ссуды на приобретение высокопродуктивных коров. Рассчитаться нужно в течение шести месяцев, сдавая произведенное молоко. Теленка можно оставить в хозяйстве или продать. Кооператив берет на себя реализацию молока, к тому же платит за сданную продукцию на пять процентов больше, чем заготовители. А также ветеринарный уход, расходы на оплодотворение коровы, предлагает жмых, комбикорм и др. по цене ниже рыночной.
Оксане выделили пять тысяч гривен на приобретение коровы, которая понравилась. С Ласуней хлопот прибавилось, ведь Оксана еще работает заведующей дет.сада. Зато теперь было своё молоко, сметана, сыр. Заем погасили, начали зарабатывать на себя. Сдали теленка.
- Люди опасаются нового, - говорит Оксана. - В Завалье подписали договоры аренды крупного рогатого скота всего несколько человек. Жаль, потому что есть села, где все владельцы коров пришли в объединение. За каждый сданный литр молока кооператив отчисляет общине две копейки – так можно накапливать средства на развитие села.
Чтобы воочию убедиться в выгодах такого дела, едем в Крушанивку, где 115 владельцев скота присоединились к кооперативу. Пока стада нет с поля на обеденное доение, общаемся со Светланой Прубняк.
- Сдали две скотины в кооператив, а со двора они никуда не делись, - улыбается женщина. - Я уже получила за этот год и арендную плату за двух коров, а это 400 гривен. Есть больше скота - заработки лучше. Сестра Оксана в Нефедовцах держит трех коров, за год сдала восемь тысяч литров молока, заработала 16 тысяч гривен. Все нас устраивает, кроме цены: 1,8 гривны за литр, в августе. Сейчас пасти негде, засуха, надои упали.
- Молоко должно быть дороже, - поддерживает жену председатель сельского совета Иван Поситко. - Почем в магазине бутылка воды, знаете? А сколько труда вкладывает крестьянин в корову ... Пять лет назад в Крушанивце было 250 голов КРС, теперь только 150. Если за молоко платить будут мало – скот и дальше будет идти под нож.
Начальник отдела по вопросам развития кооператива Юлия Мужило уверяет: «Мы осуществляем постоянный мониторинг цен. Сейчас даже в Польше сырое молоко высокого качества на уровне наших двух гривен.
- Но там крестьяне получают солидные дотации от государства! - Говорит сельский голова.
- Кооператив делает первые шаги, - рассказывает Юлия Евгеньевна. – Работать на компактной территории эффективно невозможно. Членами нашего кооператива уже стали около тысячи крестьян, которые содержат более 1500 голов КРС. Живут они в Каменец-Подольском, Новоушицком, Дунаевецком, Чемеровецком районах Хмельницкой области, а также в Кельменецком и Новоселицком на Буковине. Транспортные расходы немалые. На приобретение скота за год предоставили 15 займов, в среднем по пять тысяч гривен. В десяти селах люди получили от нас корма – жмых и кукурузу. Беспроцентный заем на приобретение доильного аппарата приняли трое крестьян, работу в этом направлении продолжаем. Кооператив оплачивает ветеринарные услуги, искусственное осеменение, прививки, компенсирует расходы по проверке животных на наличие субклинической формы мастита, проводит обучение по содержанию коров, предлагает людям продукцию молокоперерабатывающего предприятия, с которым сотрудничает по ценам производителя.
Алла Лизвинская из Нефедовец, социальный работник, успевает ухаживать за тремя коровами и тоже ждет повышение цены на молоко. Для ее семьи является проблемой и отсутствие собственной техники для обработки земли. Есть надежда, что и с этим поможет кооператив! У семьи Валентины Толстой есть свой культиватор, косилка, телега, сани, конь, поэтому на семейном совете решили держать четырех коров, а теперь хотят сдать в кооператив еще одну, которую сами воспитали. Муж Валентины тоже работает у молока. О цене отмечают: в соседнем Сокильцы, где нет кооператива, людям платят за литр 1,6 гривны. И без всех тех надбавок от СПК, которые предоставляют нефедовчанам. Поэтому в таком далеком от центра селе, кооператив считают правильным решением. «Когда в кооперативе вся семья работает, выгода ощутима. На полученные доходы учим сына в аграрном университете», - делится Валентина Толстая.
Трудовой стаж людям не засчитывается, государство считает их самозанятыми работниками. Законодателю стоит над этим поразмыслить.
Свое виденье развития новой формы хозяйствования есть уже и на местах. «Крестьяне почувствуют большую выгоду только тогда, когда во дворах появится племенная, высокопроизводительная скотина, а с ней – высокие надои», - замечает Иван Поситко. В общине его поддерживают. «Над этим работаем и мы в нашем СВК, - говорят Юлия Мужило и Николай Лавский. - Начали с того, что было. А в будущем, наше объединение будет и с породистым скотом, и с высокими надоями, и, соответственно, с ростом достатка».